09. Рассудок или инстинкт?

И я борюсь, давлю в себе мерзавца
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки - может оказаться
Что я давлю не то второе “Я”
/Владимир Высоцкий/

Как-то еще в советское время среди студентов тогда еще Ленинградских ВУЗов был проведен опрос-исследование. Их, во-первых, спрашивали, какого бы они хотели супруга, а вместе с тем выясняли, какие юноши (девушки) им нравятся практически. Вот в таком порядке распределились приоритеты:

Мнения юношей:

Место Девушка, пользующаяся успехом Желаемая жена Смещение
1 Красивая Честная, справедливая +16
2 Жизнерадостная Жизнерадостная 0
3 Любит танцевать Трудолюбивая +7
4 С чувством юмора Умеет владеть собой +11
5 Смелая Энергичная +2
6 Умная Любит свою работу +8
7 Старается помочь другим    
8 Энергичная    
9   Старается помочь другим -2
10 Трудолюбивая Умная -4
11   С чувством юмора -7
12 Волевая Волевая 0
13   Красивая -12
14 Любит свою работу Смелая -9
15 Умеет владеть собой Любит танцевать -12
16 Честная, Справедливая Высокая +1
17 Высокая    

Мнения девушек:

Место Юноша, пользующийся успехом Желаемый муж Смещение
1 Энергичный Трудолюбивый +13
2 Жизнерадостный Честный, справедливый +11
3 Красивый Умный +5
4 Любит танцевать Умеет владеть собой +12
5 Высокий Смелый +6
6 С чувством юмора Волевой +4
7 Старается помочь другим Жизнерадостный -5
8 Умный Любит свою работу +5
9 Честный, справедливый Старается помочь другим -2
10 Волевой    
11 Смелый Энергичный -10
12      
13 Любит свою работу    
14 Трудолюбивый С чувством юмора -8
15   Любит танцевать -11
16 Умеет владеть собой Высокий -11
17   Красивый -14

В ходе опроса не выяснялось отношение к первобытному рангу. Иначе, такое качество, как “брать от жизни свое” (да и чужое, лишь бы себе) наверняка заняло бы первое место в левых графах. Но и без этого очевидно, что левые графы отражают первобытные идеалы, а правые - ценности семейной жизни. Особо следует отметить любовь к танцам. Будучи, мягко говоря, малополезным в семейной жизни, умение танцевать имеет важное ритуальное значение. Танец является непременной частью брачного ритуала очень многих животных, и приматов тоже. Не танцующий не демонстрирует ритуально-брачного поведения, и с первобытных позиций как бы не половозрелый еще. Очень показательно также, что трудолюбие и владение собой занимают последние строчки левых граф - “омеги” в первобытном стаде были самыми безропотными, и трудились больше всех… Легко заметить, что правые и левые являются почти зеркально-перевернутыми отражениями друг друга. Особенно это характерно для опрошенных девушек. Мужчины к женщинам относятся чуть более последовательно, что подтверждает тезис о том, что мужчины больше доверяют своему рассудку, то есть они менее примативны.

В этой “перевернутости” требований рассудка и инстинкта и видится главная причина затруднений высокообразованных людей в поисках супруга. Традиционно принято считать, что проблема в высоте требований. Сами по себе требования могут быть и не очень высоки, но они очень противоречивы - сердце хочет того, что рассудок справедливо отвергает, а пожелания рассудка не устраивают сердце. В самом деле, такие качества, как доброта, порядочность, честность, уважение других людей, тактичность, совесть, наконец, справедливо считаются признаками культурного, порядочного человека и хорошего супруга. Но вместе с тем, с первобытных позиций это все - признаки низкого ранга в иерархии!

В ходе этих рассуждений невольно закрадывается крамольная мысль о том, что былая практика соединения пар по усмотрению родителей не так уж и плоха, несмотря на ее очевидные издержки. Конечно, в условиях нынешнего культа любви глупо ратовать за ее возрождение - кроме бури протестов и шквала насмешек ни к чему не приведет. Да я и не могу представить, как это реализовать в наше время. Но ведь дело, по сути, в следующем: родители, подбирая пару для своих детей, даже если и имеют в виду свои интересы, оценивают претендентов скорее с цивилизованных позиций, производя, таким образом, самоселекцию вида homo sapiens в направлении роста уровня культуры и цивилизованности.

Доверяясь зову инстинктов, человечество медленно дрейфует назад, в первобытное стадо, и, по-моему, некоторые признаки такого дрейфа мы уже наблюдаем. Становится немодной интеллигентность, чуткость, взаимоуважение, а с экранов и страниц культивируются сила и напор, необузданность и невоздержанность в желаниях. Списывать все это на влияние бытовой культуры некорректно. Бытовая культура - есть обобщенное отражение природной культуры всех людей. “Мыльные оперы” наиболее популярны среди немолодых людей, вся сознательная жизнь которых прошла в советское время, когда прививались совсем другие идеалы.

[За время обучения на практическом пикап тренинге Академии Знакомств мужчина знакомится и соблазняет такое количество женщин, что уже методом статистики вычисляет ту женщину, которая создана для него.]

Ослабление вышеупомянутого отбора приводит сначала к росту примативности и среднего рангового потенциала, а затем на этой базе и к падению уровня культуры. А там глядь, Эйнштейн окажется прав - в четвертую (если уже не в третью) мировую воевать будут дубинками…

Короче говоря:

  • Следование инстинктам (то есть чувствам) при выборе брачного партнера противоречит современным идеалам моногамного брака, и не способствует селекции вида homo sapiens в направлении роста альтруистичности и культуры.
  • Однако оно может способствовать росту средних физиологических показателей, наблюдаемых в частности, как акселерация.

[Анатолий Протопопов]

Оставьте комментарий

HTML: разрешено использование: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>