09. Рассудок или инстинкт?
И я борюсь, давлю в себе мерзавца
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки - может оказаться
Что я давлю не то второе “Я”
/Владимир Высоцкий/
Как-то еще в советское время среди студентов тогда еще Ленинградских ВУЗов был проведен опрос-исследование. Их, во-первых, спрашивали, какого бы они хотели супруга, а вместе с тем выясняли, какие юноши (девушки) им нравятся практически. Вот в таком порядке распределились приоритеты:
Мнения юношей:
Место | Девушка, пользующаяся успехом | Желаемая жена | Смещение |
1 | Красивая | Честная, справедливая | +16 |
2 | Жизнерадостная | Жизнерадостная | 0 |
3 | Любит танцевать | Трудолюбивая | +7 |
4 | С чувством юмора | Умеет владеть собой | +11 |
5 | Смелая | Энергичная | +2 |
6 | Умная | Любит свою работу | +8 |
7 | Старается помочь другим | ||
8 | Энергичная | ||
9 | Старается помочь другим | -2 | |
10 | Трудолюбивая | Умная | -4 |
11 | С чувством юмора | -7 | |
12 | Волевая | Волевая | 0 |
13 | Красивая | -12 | |
14 | Любит свою работу | Смелая | -9 |
15 | Умеет владеть собой | Любит танцевать | -12 |
16 | Честная, Справедливая | Высокая | +1 |
17 | Высокая |
Мнения девушек:
Место | Юноша, пользующийся успехом | Желаемый муж | Смещение |
1 | Энергичный | Трудолюбивый | +13 |
2 | Жизнерадостный | Честный, справедливый | +11 |
3 | Красивый | Умный | +5 |
4 | Любит танцевать | Умеет владеть собой | +12 |
5 | Высокий | Смелый | +6 |
6 | С чувством юмора | Волевой | +4 |
7 | Старается помочь другим | Жизнерадостный | -5 |
8 | Умный | Любит свою работу | +5 |
9 | Честный, справедливый | Старается помочь другим | -2 |
10 | Волевой | ||
11 | Смелый | Энергичный | -10 |
12 | |||
13 | Любит свою работу | ||
14 | Трудолюбивый | С чувством юмора | -8 |
15 | Любит танцевать | -11 | |
16 | Умеет владеть собой | Высокий | -11 |
17 | Красивый | -14 |
В ходе опроса не выяснялось отношение к первобытному рангу. Иначе, такое качество, как “брать от жизни свое” (да и чужое, лишь бы себе) наверняка заняло бы первое место в левых графах. Но и без этого очевидно, что левые графы отражают первобытные идеалы, а правые - ценности семейной жизни. Особо следует отметить любовь к танцам. Будучи, мягко говоря, малополезным в семейной жизни, умение танцевать имеет важное ритуальное значение. Танец является непременной частью брачного ритуала очень многих животных, и приматов тоже. Не танцующий не демонстрирует ритуально-брачного поведения, и с первобытных позиций как бы не половозрелый еще. Очень показательно также, что трудолюбие и владение собой занимают последние строчки левых граф - “омеги” в первобытном стаде были самыми безропотными, и трудились больше всех… Легко заметить, что правые и левые являются почти зеркально-перевернутыми отражениями друг друга. Особенно это характерно для опрошенных девушек. Мужчины к женщинам относятся чуть более последовательно, что подтверждает тезис о том, что мужчины больше доверяют своему рассудку, то есть они менее примативны.
В этой “перевернутости” требований рассудка и инстинкта и видится главная причина затруднений высокообразованных людей в поисках супруга. Традиционно принято считать, что проблема в высоте требований. Сами по себе требования могут быть и не очень высоки, но они очень противоречивы - сердце хочет того, что рассудок справедливо отвергает, а пожелания рассудка не устраивают сердце. В самом деле, такие качества, как доброта, порядочность, честность, уважение других людей, тактичность, совесть, наконец, справедливо считаются признаками культурного, порядочного человека и хорошего супруга. Но вместе с тем, с первобытных позиций это все - признаки низкого ранга в иерархии!
В ходе этих рассуждений невольно закрадывается крамольная мысль о том, что былая практика соединения пар по усмотрению родителей не так уж и плоха, несмотря на ее очевидные издержки. Конечно, в условиях нынешнего культа любви глупо ратовать за ее возрождение - кроме бури протестов и шквала насмешек ни к чему не приведет. Да я и не могу представить, как это реализовать в наше время. Но ведь дело, по сути, в следующем: родители, подбирая пару для своих детей, даже если и имеют в виду свои интересы, оценивают претендентов скорее с цивилизованных позиций, производя, таким образом, самоселекцию вида homo sapiens в направлении роста уровня культуры и цивилизованности.
Доверяясь зову инстинктов, человечество медленно дрейфует назад, в первобытное стадо, и, по-моему, некоторые признаки такого дрейфа мы уже наблюдаем. Становится немодной интеллигентность, чуткость, взаимоуважение, а с экранов и страниц культивируются сила и напор, необузданность и невоздержанность в желаниях. Списывать все это на влияние бытовой культуры некорректно. Бытовая культура - есть обобщенное отражение природной культуры всех людей. “Мыльные оперы” наиболее популярны среди немолодых людей, вся сознательная жизнь которых прошла в советское время, когда прививались совсем другие идеалы.
[За время обучения на практическом пикап тренинге Академии Знакомств мужчина знакомится и соблазняет такое количество женщин, что уже методом статистики вычисляет ту женщину, которая создана для него.]
Ослабление вышеупомянутого отбора приводит сначала к росту примативности и среднего рангового потенциала, а затем на этой базе и к падению уровня культуры. А там глядь, Эйнштейн окажется прав - в четвертую (если уже не в третью) мировую воевать будут дубинками…
Короче говоря:
- Следование инстинктам (то есть чувствам) при выборе брачного партнера противоречит современным идеалам моногамного брака, и не способствует селекции вида homo sapiens в направлении роста альтруистичности и культуры.
- Однако оно может способствовать росту средних физиологических показателей, наблюдаемых в частности, как акселерация.
[Анатолий Протопопов]